Логотип – визитная карточка компании, конкретного продукта. Он может представлять собой надпись, символ, знак или сочетание нескольких элементов.
Нужно понимать, что логотип – не просто украшение, картинка, а основная часть фирменного стиля, выполняющая ряд важных функций:
- создание определенного имиджа компании;
- отражение ее целей;
- формирование бренда;
- продвижение товаров, услуг.
Разработка логотипа – ответственный процесс, ведь необходимо сразу формировать у потребителя определенное отношение к компании. Изменить первое впечатление будет в дальнейшем очень сложно.
Даже гениальный логотип, полностью соответствующий идеям компании, начнет эффективно работать лишь спустя определенное время. Он должен прочно войти в сознание потребителя, вызывать нужные ассоциации, эмоции, действовать на подсознательном уровне, побуждая приобрести товар или услугу.
Разработка логотипа – основные правила
Создание логотипа – наполовину творческий процесс, наполовину хорошо просчитанная стратегия по развитию бизнеса. В каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход, однако есть ряд правил, актуальных всегда.
Чем проще, тем эффективнее. Исследования давно подтвердили – именно незамысловатые логотипы быстрее начинают ассоциироваться с определенным продуктом или компанией. Они узнаваемы, понятны, вызывают доверие потребителя.
Секрет успеха – изюминка. Простой логотип – вовсе не означает скучный и ничем не примечательный. Напротив, он должен привлекать к себе внимание, вызывать интерес, надолго оставаясь в памяти.
Только долгосрочные перспективы. Логотип должен легко приспосабливаться к переменам, чтобы выглядеть актуально даже через несколько десятилетий. Если он тесно связан с модой, определенными событиями или личностями, то эффективность будет напрямую зависеть от популярности тех моментов, с которыми он ассоциируется. Как только они перестанут вызывать интерес, логотип автоматически сдаст свои позиции и начнет смотреться нелепо.
Хороший логотип – универсальный логотип. Важно одинаково хорошее воздействие на потребителей различного возраста, пола, страны проживания (актуально в отношении крупных компаний или при работе на дальнейшие перспективы развития).
Логотип и компания – единое целое. Нельзя выбрать какой-либо знак или надпись, пусть даже очень удачные сами по себе, но никак не отражающие суть компании. Логотип должен нести в себе идею, создавать определенные ассоциации и правильный настрой.
Для того чтобы лучше понимать, о чем идет речь, взгляните на примеры действительно хороших логотипов, которые четко ассоциируются с компанией, вызывают определенные ассоциации и отлично работают в различных странах мира: WWF, Apple, I Love NY.
Четкий план действий – залог успеха
Для того чтобы прийти к цели максимально быстро, нужно знать самый короткий путь. Вот и разработка логотипа требует правильного подхода, способного значительно облегчить задачу.
В качестве примера – отличный план работы над брендом. Можно использовать в чистом виде, можно использовать в качестве основы и доработать под себя:
- Бриф. Важно, чтобы клиент максимально точно и полно изложил свои пожелания, особенности продукта или компании, поставленные. Лучше заранее подготовить вопросы для анкеты, так как заказчик не всегда может сориентироваться и отметить все принципиально важные моменты. Не стоит ограничиваться базовым перечнем вопросов, в каждом конкретном случае его нужно дополнять, ориентируясь на особенности компании, с которой предстоит работать. Заполнить проработанный бриф на разработку логотипа вы можете прямо сейчас.
- Информация. Чем больше информации, тем проще найти идеальное решение. Нужно детально изучить прошлое и настоящее компании, а также обратить пристальное внимание на наиболее сильных конкурентов.
- Чужой опыт. Проанализируйте самые удачные решения, существующие на сегодняшний день и соответствующие конкретно взятому брифу.
- Эскиз – не ограничивайте свою фантазию. Создайте несколько вариантов, которые могут быть схожи или принципиально отличаться друг от друга. Не бойтесь нестандартных решений, самая неожиданная и спонтанная идея может стать настоящим прорывом. Но не бросайтесь в крайности, выкладывать перед заказчиком десятки макетов не стоит. Вы можете создать хоть пятьдесят, но из них выберите только самое лучшее.
- Паузы. Давайте себе возможность отвлечься от размышлений, переключайте внимание, ищите вдохновение в самых неожиданных вещах.
- Презентация. Даже самая гениальная идея должна преподноситься правильно. Автор должен верить в свои проекты, иначе в них не поверит никто.
Разработка логотипа и шрифт – как найти правильный баланс?
Гениальный логотип и первоклассный шрифт в сочетании друг с другом могут выглядеть бездарно и нелепо.
Чтобы добиться гармонии, нужно учитывать следующие моменты:
- Характер деятельности компании (логотип фирмы по организации детских праздников будет сочетаться с игривым неформальным шрифтом, а логотип юридической компании – с более строгим классическим вариантом).
- Общую концепцию фирменного стиля.
- Цели и идеи компании, имидж, который требуется создать.
Использование нескольких шрифтов оправдывается лишь в единичных случаях. Чаще всего это выглядит излишне пестро и безвкусно. Если нет крайней необходимости, лучше ограничиваться использованием одного, максимум двух шрифтов.
Разработка логотипа и типичные ошибки
Влияние моды. Ориентироваться при создании логотипа на последние тенденции – значит сознательно сократить срок его эффективности до нескольких сезонов. Маленькое черное платье никогда не теряет своей актуальности, а ультрамодные силуэты смотрятся нелепо уже через полгода после появления на свет.
Подражание. Создать качественный логотип, копируя всемирно известные бренды, невозможно. Гениальными идеями можно восхищаться и вдохновляться. Все остальное – тупик, профессиональная непригодность или банальная лень. Глядя на логотип, выполненный в цветах компании Google или напоминающий формой надкушенное яблоко, потребитель будет непроизвольно представлять всемирно известные бренды. Компанию, заказавшую логотип, в этом случае никто не запомнит.
Говоря о подражании, стоит отметить небольшую хитрость, к которой прибегают некоторые компании. Они сознательно приближаются к фирменному стилю раскрученных брендов, чтобы привлечь внимание потребителя. Определенный успех это приносит, но обрести самостоятельность и собственное лицо такая компания уже не сможет.
Исполнение превыше идеи. Создавая логотип, дизайнер должен в первую очередь раскрывать определенную идею. Если на первом месте стоит форма, то весь смысл работы теряется. Задача в данном случае – создать лицо компании, а не показать личное мастерство исполнителя. Замысловатая форма, невероятные линии и сложные детали могут выглядеть как настоящее произведение искусства, никак не характеризуя при этом компанию. В данном случае потребитель запомнит сам знак, но никогда не вспомнит, с чем он должен ассоциироваться.
Обилие деталей. Даже если это укладывается в общую концепцию, от множества мелких деталей и линий лучше отказаться в пользу лаконичности и элегантной простоты. На это есть сразу несколько причин:
- Хорошее восприятие – не перегруженный логотип лучше запоминается, лучше доносит идею, а именно это и есть его основная задача.
- Актуальность – простые решения могут существовать десятилетиями, оставаясь понятными и эффективными.
- Универсальность – чем проще идея, тем легче ее будут воспринимать люди разных возрастов, разных национальностей, разных социальных групп.
- Практичность – при масштабировании, печати, размещении на веб-ресурсах, мелкие детали могут потеряться, исказиться и испортить облик всего логотипа.
Буквальное воплощение идей компании. Логотип должен быть символом, должен создавать определенные ассоциации, фирменный стиль. Он должен сочетаться с направлением деятельности компании, но не должен буквально изображать то, чем она занимается. Книга для книжного магазина, ножницы для парикмахерской или блин для блинной – это плохие решения. От подобных идей нужно уходить как можно дальше.
Постоянное развитие – единственно возможный путь к успеху
Любой творческий процесс становится невозможным, если автор перестает развиваться. Недостаточно изучить основы и ограничиться этим, надеясь на вдохновение. Нужно следить за творчеством ведущих современных дизайнеров, художников и фотографов, изучать живопись и графику, архитектурные стили, гравюры. Читать труды признанных мастеров, где они делятся своим опытом, максимально использовать интернет-ресурсы. Важно использовать все, что дает вдохновение, опыт и новые идеи.
Разработка логотипа – не только творчество
Появилась гениальная идея, полностью удовлетворившая требованиям заказчика? Дело осталось за малым – правильно воплотить ее в жизнь.
Использование растровой графики и разработка логотипа – вещи, на сегодняшний день несовместимые. Качество растровой графики зависит от расширения, при масштабировании логотип может «поплыть». Результат – недовольство заказчика, показатель непрофессионализма дизайнера и лишние доработки.
Идеальный выбор – векторная графика. Даже при широкоформатной печати (плакаты, баннеры) логотип будет выглядеть четким. Дополнительный плюс – изображения легче отредактировать и доработать.
Корректная документация – важная составляющая работы
Разработка логотипа заканчивается тем, что утвержденный вариант предоставляется заказчику в нескольких версиях, предназначенных для конкретного использования (полиграфия, веб, широкоформатная печать и прочее).
Каждая версия должна включать пять файлов:
- цветовая модель RGB;
- белые вырубки;
- черный силуэт;
- цветовая модель CMYK;
- плашечные цвета.
Форматы файлов – PNG (800×800 72 dpi), JPEG (800×800 72 dpi), TIFF (1500×1500, 300 dpi), EPS (1500×1500, 300 dpi). Также прилагается инструкция по использованию элементов фирменного стиля для тех или иных целей.
Проект готов – как оценить свою работу?
Нередко возникает вопрос, как правильно оценить работу над проектом. Здесь нужно учитывать множество факторов: объем работ, количество эскизов, число правок и многое другое. Лучше всего – определять расценки индивидуально для каждого клиента, ориентируясь на его запросы и финансовые возможности (стоимость логотипа для начинающей фирмы и крупной корпорации неизбежно будут значительно различаться). Самое главное – адекватно оценивать свой опыт и способности. Брать за работу нужно ровно столько, сколько она стоит. Только правильное соотношение цены и качества поможет успешно развиваться, приобретать постоянных клиентов и создавать хорошую репутацию дизайнеру и той студии, в которой он работает.